BETA версия

23.09
2019
Комплексные меры по детенизации топливного рынка, или Как привлечь доходы в госбюджет Вернуться

Scroll down

Валерия Коверко,
руководитель практики корпоративного права
TEFFI Law Firm.

 

После вступления в силу положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс

Украина и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и

пересмотра ставок отдельных налогов и сборов «от 23.10.2018 г.. № 2628-VIII (далее — Закон 2628-VIII)

деятельность представителей топливного бизнеса претерпела существенных изменений, как и сам Налоговый кодекс.

 

Что ж. Вернемся к истокам и поговорим о детенизации топливного рынка в Украине, потому что

само осуществление государством комплексного контроля за производством и оборотом горючего, а также

обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2019 году были основными целями

законопроекта, разработанного по инициативе Минфина.

 

Минфин согласно финансово-экономическим прогнозированием ожидал поступления средств в сумме 6,3 млрд грн в сводный бюджет, из которых 5,9 млрд грн — непосредственно в государственный. За исключением других положений, которых касается Закон, прогнозируемые суммы должны на 40% сократить потери государственного и местного бюджетов, вытекающих из теневой рынок топлива, которые в 2018 году составляли ориентировочно 10 млрд грн.

 

Какие же ключевые «комплексные меры» необходимо преодолеть украинскому бизнесу для дальнейшего легального производства «горючего» деятельности и привлечения доходов в казну, расскажем ниже. Кроме внедрения новых и обновление существующих определений понятий «акцизный склад», «реализация горючего «,» акцизный склад передвижной «,» распорядитель акцизного склада «и др., также предусмотрено ряд обязательств для плательщиков акцизного налога, за невыполнение которых предложено штрафы. Пик действия изменений ожидали 1 июля 2019.

 

А вот в пояснительной записке к законопроекту среди обоснование необходимости принятия

такого закона и описания его положительных перспектив было два тезиса, которые привлекают особое внимание, а именно: «законопроект нуждается в общественном обсуждении» и «в законопроекте нет положений, содержат особенности дискриминации «. Однако обсуждение по проекту все-таки были. Только поправок, которые хоть как-то утешили бизнес, внесены было немного. Так, о дискриминации хорошо расскажут аграрии и компании, реализуют подакцизные товары, которые по своей сути не является горючим, но по коду УКТ ВЭД выходят таковыми.

 

И вот наступил «долгожданный» июль с ключевыми моментами изменений, на которых хотелось бы остановиться подробнее:

1) с 01 мая по 1 июня 2019 необходимо было зарегистрировать в Системе электронного

администрирования реализации топлива (СЕАРП) все акцизные склады, распорядителями которых плательщики акцизного налога становились состоянию на 01 июля 2019 г.;

2) лицензирование деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговле горючим;

3) поетапна реєстрація акцизних накладних / розрахунків коригування до них у Єдиному

державному реєстрі акцизних накладних (ЄДРАН) і подання звітності щодо залишків і оборотів пального. Так, реєстраційний травень не відбувся. Спочатку 18 квітня 2019 р. Пресс-служба ДФС сповістила про те, що немає як затвердженого Порядку електронного адміністрування реалізації пального та спирту етилового й реєстрації платників податку – розпорядників акцизних складів / акцизних складів пересувних, акцизних складів / акцизних складів пересувних у СЕАРП, так і форм заявок на реєстрацію таких.

 

Затем Порядок утвержден постановлением Кабмина от 24.04.2019 г.. № 408, но довели до масс только 25.05.2019, а за дни (6), оставшиеся так и не было регистрационных форм от Минфина.

Фактически реальная возможность осуществить регистрацию акцизных складов через Электронные кабинеты появилась только 19.06.2019. Наши клиенты в тот же день смогли получить и сообщения об успешно проведенную регистрацию, учитывая, что требования для заполнения формы были выполнены заранее.

 

Для тех же, кто не успел в первый же день с момента появления электронных форм (заявок), можно было найти несколько информационных объявлений о том, что ответственности за несвоевременную регистрацию акцизных складов по их распорядителями не будет, однако п. 128-1.2 ст. 128-1 ПК несколько о другом. При этом считаем, что ключевая фраза «по вине плательщика налога», которая в ситуации с задержкой обеспечения налогоплательщикам физической возможности осуществить регистрацию, решающим фактором в этом вопросе.

 

В общем, с регистрацией акцизных складов было не все так сложно, как казалось на этапе

обсуждение законопроекта. Кто же знал в январе 2019, что значительно большей проблемой станет именно лицензирования деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговле горючим?

 

Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего «от 19.12.95 г.. № 481/95-ВР (далее — Закон № 481/95-ВР) в новой редакции с учетом изменений согласно Закону № 2628-VIII с 01 июля был введен лицензирования перечисленных видов деятельности для всех субъектов хозяйствования. Здесь надо понимать и лицензионные требования к документам, и суммы оплат за самые лицензии, и порядки самих процедур.

 

Так, с целью обзавестись лицензией (за исключением лицензии на право производства и лицензии на право оптовой торговли горючим без мест оптовой торговли), субъект хозяйствования подает ни много ни мало 6 документов, а именно:

 

1) описание (если документы подает лично заявитель)

2) заявление (до 10 июня ДФС даже разместила на своем официальном сайте рекомендованные

формы таких)

3) оригинал квитанции об осуществлении оплаты за лицензию в установленном размере;

4) заверенную заявителем копию документа, подтверждающего право собственности / пользования земельным участком (просто выражаясь: «под акцизным складом»), целевое назначение которой соответствует заявленной деятельности;

5) заверенную заявителем копию акта или иного аналогичного документа о введении в эксплуатацию объекта (просто выражаясь: «акцизного склада»)

6) заверенную заявителем копию разрешения на выполнение работ повышенной безопасности и на эксплуатацию (Применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

С первыми тремя пунктами дополнительных вопросов не возникало.

По пункту 4 первоначальная идея борьбы с нецелевым использованием земли имела даже благородный и правильный настрой, но осталась простым романтизмом через активное распространение общественного недовольство относительно невозможности выполнения этого требования. Так, Законом Украины № 2725-VIII от 16.05.2019 г.. В этой части были внесены правки, заменившие слово о «соответствующее» целевое назначение на «любое».

Статья 18 Закона № 481/95-ВР позволила бороться с пунктом номер 5 до 01.01.2022 года и

позволила субъектам хозяйствования не подавать такой документ. Однако эта «панацея» временная. Для тех, у кого объекты под склады с подакцизным товаром со времен «к независимости», рекомендуем начинать заниматься этим вопросом уже сейчас, ведь восстановление необходимой документации или ее получения впервые может существенно задержать процесс получения необходимой вам лицензии. По пункту 6, по нашему мнению, следует начать с того, что это два отдельных разрешения Гоструда (отдельно на работы и отдельно на машины), порядок выдачи которых урегулирован постановлением Кабмина от

26.10.2011 г.. № 1107.

 

Разрешения выдают на основании экспертных заключений, которые являются результатами проведения экспертизы охраны труда и трудового окружения предприятия. По статистике, подготовленной нашими юристами, подготовка и непосредственное проведение экспертизы занимает от одного до трех месяцев — в зависимости от состояния охраны труда предприятия.

Так, значительное количество субъектов хозяйствования, попали под требования такого лицензирования, физически не успели выполнить предписания о получении лицензии по состоянию на 1 июля 2019, хотя пресс службы ДФС и заявляют об обратном. При этом штрафы остались: за производство без лицензии — 1 млн грн, оптовой торговле и хранения — 500 тыс. грн, розничной торговле — 250 тыс. грн.

 

Если, по мнению представителей власти, у плательщиков акцизного налога было достаточно времени для выполнение требований Закона 2628-VIII, то почему этого же времени не хватило обязанным государственным органам своевременно предоставить все необходимое, в том числе СЕАРП, которая полноценно работала, форм заявок и электронных документов, разъяснений и консультаций по адаптации деятельности компаний под новые требования?

 

Однако, понимая «боль» того, что происходит, Президент подписал принятый ВРУ 04.06.2019

Закон Украины № 2744-VIII, которым внесены изменения в ст. 18 Закона № 481/95-ВР в редакции от 01.07.2019 в части лицензирования хранения горючего, и временно, до 31.12.2019, освободил

субъектов хозяйствования от предусмотренной ст. 17 этого Закона ответственности в случае, если не будет лицензирование такого вида деятельности.

 

Итак, «экономить топливо можно, а реализовать — нет». А вот о ст. 164 КУоАП вообще промолчали …

В общем и в конце концов, на сегодня мы имеем:

1) возможность зарегистрировать акцизные склады;

2) возможность получения лицензии на право производства / розничной торговли / оптовой торговли на месте / без места оптовой торговли / хранения горючего;

3) а вот многофункциональ СЕАРП и электронный учет остатков и оборота топлива еще «на подходе».

По 3-му пункту ожидаем как существенного прогресса, так и «первой крови» субъектов хозяйствования в вопросе своевременного представления отчетности по остаткам и оборота горючего при формировании судебной практики по этой тематике.